г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

Хоть и хмурилось в это утро небо за окном, в церкви Благовещения было светло от обилия белого цвета. Казалось, что все сияет и переливается – и облачения священнослужителей, и белые платочки, а главное – светились радостью лица прихожан, большинство из которых причащались Святых Таин в Праздник Вознесения Господня.

В этот двунадесятый Праздник в храме было совершено две Литургии. Ранняя началась в семь утра, поздняя – в десять часов. В праздничной проповеди, которую произнес иерей Димитрий Черничко, прихожане услышали исполненные радости слова святителя Иоанна Златоуста. А для сайта текст о значении праздника Вознесения Господня подготовил диакон Благовещенской церкви Григорий Борисов.

Этот Праздник является воспоминанием события, завершающего земной путь Иисуса Христа. Спустя сорок дней после Воскресения на Елеонской горе Христос в присутствии учеников вместе со Своей пречистой плотью вознесся на небеса, исполнив сказанное Им еще до распятия: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Ин. 6:62). Воплотившийся Сын Божий вознес человеческую природу к Отцу Своему, возвел до немыслимых высот – «одесную Бога» (Мк. 16:19), сделав ее Богоподобной. Посему с «Вознесением человеческой природы мы одновременно празднуем и начало воскресения и вознесения каждого верующего. В вознесении участвует уже не перстный человек, сущий не от земли, каким был первый человек, но от небес, каким стал второй Человек – Иисус Христос (свт. Григорий Палама)».

Повествование о последнем событии земной жизни Спасителя встречается в двух Евангелиях, от Марка и от Луки, и в книге Деяний. Свидетельство евангелиста Марка о Вознесении Иисуса Христа крайне лаконично и составляет всего лишь один стих (Мк. 16:19): «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога».

Свидетельства апостола Луки более содержательны. Написанное им Евангелие заканчивается следующим образом (Лк. 24:50-52): «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь».

Характерной деталью в описании события является указание на то, что Божественный Учитель, «подняв руки Свои, благословил» учеников. Благословение – это действие, противоположное проклятию, являющееся источником помощи и укрепления для каждого христианина. В момент Вознесения Господь, благословляя апостолов, даровал им силу, мужество и благодать для соблюдения заповедей, и «это благословение простер на всю будущность, на целую вечность». Знаменательно, что «Христос не благословил их, а затем вознесся, но благословлял, восходя. Этим Иисус показал, что навсегда останется благословляющим Своих людей, подавая им изобилующую и безграничную благодать».

Также рассказ о Вознесении Спасителя мы встречаем в книге Деяний. Это произведение дает нам важные сведения, указывающие на хронологию Вознесения. Апостол Лука, отличительной чертой творчества которого является историческая точность, говорит о том, что Иисус Христос десять раз «явил Себя живым… в продолжение сорока дней являясь им [апостолам] и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3), и далее описывает последующее за этими событиями Вознесение Господа (Деян. 1:9-11): «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

В зависимости от контекста повествования евангелист в описании события расставляет различные акценты — «в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором — на начале апостольской проповеди», последующем зарождении Церкви Христовой, распространении Благой Вести «до края земли» (Деян. 1:8) и даже уделяет внимание эсхатологии — среди массы апокалиптических образов со всей их неопределенностью, изложенная евангелистом Лукой картина события Вознесения дает нам достоверное и вполне однозначное описание того, как приидет Сын Божий в день Своего Второго пришествия. Ведь, согласно ветхозаветному пророчеству Захарии, Второе пришествие начнется именно с этой горы: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу» (Зах. 14:4).

По словам Иерофея Влахоса, «необходимо обратить внимание на вопрос: почему Христос вознесся именно на сороковой день после воскресения. Ведь в жизни Христа ничто не происходило без причины. …По Своей человеческой природе Христос имел три рождения: от Приснодевы Марии, с Крещением и с Воскресением. При внимательном рассмотрении каждого из этих событий можно заметить, что по прошествии сорока дней после каждого из этих рождений следовало некое важное событие. …Без всякого сомнения Христос мог бы возвести человеческую природу на небо сразу же после славного воскресения. Однако Иисус не сделал этого, дабы никто не предположил, что Его Воскресение было вымыслом. После восстания из гроба Христос явил Себя ученикам, свершил чудеса и утвердил в них веру, сделав их верными свидетелями и исповедниками Своего воскресения. Так, развеяв в апостолах сомнения и сообщив им о вознесении и принятии Святого Духа, Христос сделал их созерцателями Своего Вознесения (Антоний Великий). Благодаря этому мы имеем истинное свидетельство очевидцев-апостолов».

Вознесение Господне является завершающим событием в череде Господских Двунадесятых праздников. Для нас важен тот факт, что прославление Сына Божия по человечеству есть прославление и всего человечества, которое от смерти и тления возводится к жизни вечной. По словам Епифания Кипрского, «подобно тому, как голова является украшением тела, так и Вознесение есть убранство всех праздников, их полнота. … Лишь праздник Вознесения наполняет все весельем и благолепием, потому что, открыв небеса, Христос показал нам удивительное зрелище – «плоть нашу, на царский престол возведенную». Следовательно, ценность праздника состоит в том, что обоженная человеческая плоть восседает на царском престоле одесную Бога Отца».

Нам необходимо осознавать величие этого праздника и ни в коем случае не умалять его значения, но, посредством личного участия и благодатной помощи свыше, вслед за вознесшимся Христом совершать и собственное восхождение к обожению.