г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

В минувшее воскресенье, 3 апреля, участники молодежного клуба «Благо» обсуждали непростой вопрос: «Почему я болею?» Говорили о том, что причины телесных недугов надо искать в нашем душевном и духовном состоянии. Разговор зашел об эмоциональном выгорании – состоянии, ведущем к хронической усталости, депрессии и унынию. Тема оказалась такой близкой и насущной для многих, что мы решили опубликовать на сайте размышления священника и психолога Петра Коломейцева.

Выгорание – проблема духовная

Бывает такое: вроде бы повезло человеку с работой, отвечает она его внутренним устремлениям, позволяет реализовать способности… И какое-то время человек просто горит, отдает работе все, что может. А потом вдруг гаснет. И осознает, что ничего ему уже не хочется, и нервы сдают, и уныние наваливается. Отчего такое с людьми происходит и что с этим делать – объясняет священник и психолог Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета.

Эмоциональное выгорание никем не придумано, это реалия нашей жизни, с неизбежностью настигающая самых неравнодушных людей. Это довольно часто случается с людьми помогающих профессий – тех, которые предполагают постоянный контакт с другими людьми и помощь им. Их главная ошибка – нацеленность на скорый и очевидный результат, на успех, стремление немедленно «причинить человеку добро».

Первое, на что надо обратить внимание, – не делать ставку на немедленный результат. Знать, что просто присутствовать в жизни страждущего человека, просто пройти какую-то часть его пути с ним вместе — это уже очень много. На самом деле результат может проявиться только через годы, и нужно спокойно к этому относиться. Перестав ждать немедленного результата, мы уже немножко обезопасим себя от эмоционального выгорания.

К сожалению, у многих существует такое опережающее чувство вины: мы должны непременно отдать работе все силы, сгореть на ней… Есть такой анекдот. Ровно в 18:00 один из сотрудников офиса собирается и уходит домой. На следующий день ситуация повторяется, на третий коллеги не выдерживают и делают замечание: «Мы все прекрасно знаем, что конец рабочего дня в шесть, но, как видишь, сидим и работаем и до девяти, и до десяти. Зачем тебе такая демонстративная принципиальность?». На что он им отвечает: «Да я все понимаю, просто я уже третий день в отпуске…».

На самом деле мы не должны сгорать на работе, мы должны уметь на ней себя беречь. Забота о себе – это не эгоизм, а наоборот. Если мы не поможем себе, мы не сможем помогать другим. Поэтому чтобы избежать выгорания, надо следить за собой и отдавать себе отчет в том, насколько ты сейчас уравновешен, есть ли у тебя еще ресурсы, не требуется ли тебе отдых.

Работать надо с удовольствием. В идеале человек должен работать столько, сколько может и сколько хочет. Если он хочет больше, чем может, это неправильно. И неправильно, если он делает что-то «через не хочу». Идеал – когда у человека «могу» и «хочу» совпадают. Но ведь всегда могут быть ситуации форс-мажора, аврала. Если мы ответственные люди, то найдем в себе силы на дополнительную мобилизацию. Но нужно знать, что эти силы мы как бы берем у своего организма в долг – из тех сил, что предназначены для будущего. Поэтому после форс-мажора обязательно должен быть какой-то отдых. Нужно восстановиться, может быть, даже побаловать себя чем-то. Тогда нам даже форс-мажор будет в радость: сделали, смогли, сумели, вот, теперь отдыхаем. Но если форс-мажор для нас стал нормой — это самый короткий путь в психбольницу.

В наш храм приходят и преподаватели вузов, и школьные учителя, и воспитатели детских домов, и медработники, и люди искусства, и психологи. Их проблемы связаны, как правило, не с недостатком благочестия, а с непомерной нагрузкой и эмоциональной усталостью. Глядя на этих наших прихожан, я просто не понимаю: а как же существуют, как живут те их коллеги, которые не приходят в церковь, не пополняют свои духовные силы, не испрашивают Божией помощи?

Ведь исповедь и Причащение просто необходимы. Конечно, сторонний взгляд священника и его добрый совет непременно окажут помощь человеку, но когда человек обращается непосредственно к Богу, к Его сверхъестественной помощи через Таинства Церкви — тогда Бог творит чудеса! Иисус Христос — истинный врач душ и телес наших. Он дает новые силы и понимание, как жить.

Какому человеку не грозит выгорание? Смиренному. Хотя бы потому, что смиренный человек понимает ограниченность своих сил и не будет зациклен на немедленном и высоком результате. У него нет нездорового перфекционизма. Он знает, что Бог дал ему определенные возможности: столько, сколько ему Бог отпустил сделать, он и сделает, а выжимать из себя последние соки не станет. Смирение поможет ему остановиться, если он возьмет на себя больше, чем может.

Выгорание – это еще и проблема маловерия. Человек неверующий или маловерующий не видит в своей жизни Промысла Божия; он «должен сделать себя сам», для него очень важен результат. Человек неверующий либо представляющий себе Бога бесконечно далеким вынужден все делать сам, полагаться только на свои силы, верить только в себя. И тут, конечно, легко надорваться. Но когда человек уповает на Господа, он знает: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Господь устраивает все в нашей жизни так мудро, что не бывает безрезультатности. Наша неудача, неуспех может быть встречей с Богом. Если и не получили мы того результата работы, на который рассчитывали, всегда есть иной результат, духовный, и он, может быть, гораздо более важен и нужен нам сейчас, чем очередное «трудовое свершение».

Журнал «Православие и современность» № 31 (46).

Опубликовано с сокращениями.