Такой недоуменный вопрос вполне могут задать православные люди. Как раз недавно в храме Благовещения начала работу служба психологической помощи, проводятся и групповые тренинги. Многие прихожане с интересом отнеслись к этой работе. Так что самое время ответить на вопрос: зачем верующему человеку может потребоваться психолог, если доступен священник? Именно эту тему обсуждали в молодежном клубе «Благо» 27 ноября. В качестве эксперта, к которому было обращено множество вопросов, выступила психолог, прихожанка храма Благовещения, преподаватель Русской христианской гуманитарной академии Марина Вениаминовна Архипова.
На самом деле, определить, в чем разница служений, провести четкую границу между ними, оказалось не так уж просто. Фраза «психолог занимается душевным, а священник – духовным» звучит как отговорка. Обычно у человека духовная жизнь во многом зависит от психологических особенностей. В свою очередь, эти внутренние душевные настройки не могут не изменяться под воздействием духовной работы.
— Я не вижу противоречий между психологией и духовным попечением. Одно не исключает другого, – говорит настоятель храма Благовещения протоиерей Андрей Дьяконов. – Психология – это наука о душе, она исследует личность, ее ощущения и чувства, мысли и действия. Духовная жизнь лежит совсем в другой сфере. Это наш путь к Богу, общение с Ним. И цель духовной жизни – обожение, уподобление Богу. Мы стараемся выработать в себе, приобрести качества, о которых говорит и которые показывает нам Господь в Евангелии. Задача на всю жизнь. И на пути к этой цели, при определенных условиях, может быть очень полезно общение не только со священником, но и с психологом. Первое условие при этом – психолог, который вас консультирует, должен быть человеком православным. Необходимо, чтобы у вас с ним цель жизни была одинакова.
Марина Архипова поддержала настоятеля:
— Хочу подчеркнуть слова отца Андрея: «К священнику обращаться нужно, а к психологу – можно». Православный психолог хорошо понимает, что он не должен вторгаться в вашу духовную жизнь, в богообщение. При этом психолог, например, учит человека брать на себя ответственность за свою жизнь, за свои решения и поступки. А без этого духовная жизнь, само начало ее, невозможно. На этом примере я хотела показать связь православия и психологии.
Надо заметить, что в процессе разговора Марине Вениаминовне пришлось «держать ответ» за всю психологическую науку. И в итоге – многие из тех, кто в начале был настроен скептически по отношению к консультациям и тренингам, высказались за то, что в разных ситуациях помощь психолога и нужна, и даже необходима. Так что опасаться православных психологов не стоит. Только помните, что потребительское отношение здесь вряд ли поможет. Волшебной палочки у них нет. Да и у священников тоже.
Хорошо для прихожанина, когда священник обладает знаниями в области психологии. Не зря сейчас повсеместно в духовных школах вводится курс пастырской психологии и основ психиатрии. Впрочем, сами знания – это не гарантия. Все проверяется практикой. И, наверное, хороший священник с годами становится хорошим психологом.
Хорошо для прихожанина и то, что он может обратиться к православному психологу, зная, что этот специалист исходит из основной, евангельской «системы координат», и его советы и методика не уведут клиента в сторону, противоположную заповедям Священного Писания.
В остальном – все мы, творчески относясь к своей жизни, выбираем, к кому обращаться. Выбираем свободно, ответственно и с рассуждением.
Екатерина Мирошниченко
P.S. Одно из замечаний отца Андрея осталось за скобками рассказа о воскресной встрече. Между тем, оно важно:
— Во время нашего разговора я услышал мнение, что «лучше обратиться к психологу, потому что неудобно нагружать священника своими проблемами». Прошу, не надо здесь стесняться. Если проблемы есть – надо пытаться их решить, обращаться к священнику. Для этого мы, священники, и нужны. Церковь – это люди, долг и обязанность священника — общаться с людьми.