г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

Ничего хорошего во лжи нет, это ясно всем. Вранье осуждается в любом обществе, даже теми людьми, которые Евангелие и не открывали. Тем более этот грех очевиден для православных. Поэтому прихожане Благовещенской церкви, собравшиеся в минувшее воскресенье за «круглым столом», обсуждали эту тему в более тонком аспекте. Разбирались случаи «неявной» лжи, полуправды, недоговоренности. За столом звучали вопросы: можно ли солгать во благо? Бывает ли «ложь во спасение»? Что значит «правда у каждого своя»?

Из предложенных вопросов легче всего оказалось ответить на последний, касающийся известного выражения «у каждого своя правда». Все отметили, что на самом деле в этой фразе скрыта подмена понятий. Под «правдой» в данном случае подразумевается личное мнение человека. Его мировоззрение, его видение ситуации, его позиция. И поэтому, конечно, мнение другого человека надо уважать, надо принимать во внимание. Спорить, настаивать на своей «правде» – из этого ничего хорошего, как привило, не получается…

– Конечно, нельзя навязывать свое мнение другим. И не только потому, что это вызовет ненужный спор или даже ссору, – уточнил священник храма Благовещения, отец Димитрий Черничко. – Христианин не может думать о себе как о некой истине в последней инстанции. Мы не обладаем истинным знанием, пониманием сути вещей. Истина для нас – это Христос, Который говорит совершенно прямо: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин. 14:6).

Но если от духовного аспекта перейти к нравственному, то понятие «правда» не во всех случаях видится однозначно. Согласитесь, есть ситуации, когда просто необходимо или утаить правду, или не сказать ее полностью, а бывает, даже наоборот – сказать то, что совсем не думаешь. То есть солгать… Кроется ли здесь грех?

Иерей Димитрий Черничко ответил на этот вопрос так:

– Вспомним слова Господа: «Будьте мудры, как змеи». Что такое мудрость? Святые отцы называли ее даром духовной рассудительности. Эта добродетель и помогает понять, когда лучше не говорить правду. Например, промолчать ради любви к ближнему.

Настоятель храма Благовещения протоиерей Андрей Дьяконов развил эту мысль:

– Евангелие, заповеди – это те нравственные ориентиры, которые помогают нам увидеть, где начинается грех. В Евангелии от Иоанна сказано: «Я на то и родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37). Наша совесть – это и есть Голос Божий, который мы слышим внутри. Это неотъемлемое качество человека, заложенное в нас Создателем. И еще: «совесть» – слово составное, означающее «совместное ведение». Совместное – то есть Бога и человека.

Голос Бога внутри себя заглушить очень сложно. Совесть подсказывает – когда твоя ложь греховна, а когда, наоборот, высказанная правда может нанести вред ближнему. Но очень важно при этом не обманывать себя. Бывает, что мы начинаем лгать сами себе, а ведь это, по сути, попытка обмануть Бога. Что само по себе смешно, глупо, бессмысленно. Поэтому будем прислушиваться к голосу своей совести и при этом честно оценивать свои мысли, слова, действия.

Подвести итог рассказу о воскресной встрече за «круглым столом» хочется простой, понятной и поэтому замечательной фразой, высказанной в процессе разговора одним из его участников: «Нужно быть искренним и честным человеком – тогда ваша правда всегда будет уместна». Как говорится, прибавить к этому нечего…

Екатерина Мирошниченко