В воскресенье 30 сентября, в неделю по Воздви́жении, прихожане храма Благовещения получили музыкальный подарок – центральный Крестовоздвиженский придел наполнился звуками древних церковных распевов. Это был не концерт, а лекция, историческое погружение в далекую эпоху византийского пения. Эта традиция, пришедшая на Русь одновременно с принятием христианства, в последние века была практически забыта в русской церкви. С середины XVIII века ее вытеснил «западный стиль» (который иногда не очень верно именуют общим термином «партес»). И сейчас, в начале XXI века, музыканты-исследователи, по сути, вновь открывают для нас древние стили русского богослужебного пения.
Экскурс в мир древних распевов начался с уникального произведения В. П. Титова «Приидите, поклонимся» на три голоса – фрагмент из службы, которая была написана в начале XVIII века и не исполнялась в течение 250 лет. Её считали утраченной, и лишь недавно рукопись была обнаружена в архивах. Исследователь знаменных распевов, аспирант Санкт-Петербургской консерватории Ивлий Семенёнок пояснил: «Вы слышали пример раннего русского барокко, и теперь можете оценить его главные признаки — очень плавное пение, нет солистов, голоса равноправны, отсутствует вибрато, т. е. специальная подача, а полифония, перекличка голосов звучит, как приливы волн…»
Потом мы услышали в разных распевах «Богородице Дево, радуйся», Херувимскую, «Хвалите имя Господне», стихиру Кресту, «Достойно есть», «Кирие элейсон»… Вместе с солистами молитвословия исполнял и хор прихожан храма Благовещения, а в процессе организатор действия Михаил Великанов подключил к общему пению всех присутствующих. «Постарайтесь создать теплый, мягкий звук, – обращался Михаил к сидящим. – Кстати, если хотите, можете вставать, ходить… Начинаем тихо, постепенно раскрываясь. Прислушайтесь к своему состоянию – ощутите внутри радость, полет. Это и будет правильное звучание – деликатное, чуткое, и при этом поднимающееся к Богу». Мы учились петь не только прошения из ектеньи, но и, согласно греческой традиции, исполнять «плавающие» опорные тоны в то время, когда солист ведет мелодию.
Общинное пение – важная черта византийского стиля, и этого удалось добиться. «Да исправится молитва моя…» – это в финале пели все. Конечно, вели мелодию солисты (часть ее исполнил на арабском языке наш гость из Сирии Бакур), но звуком наполнилось все пространство храма… «Такое единение в молитве – это то, к чему надо стремиться, – сказал, подводя итог встрече, священник храма Благовещения иерей Дмитрий Черничко. – На богослужении все его участники – священнослужители, хор, прихожане – должны находиться в едином духовном устремлении к Богу. И общинное пение – путь к этой цели».
Огромное спасибо профессиональным певцам, придумавшим и организовавшим для прихожан это замечательное музыкальное действие. Его главные участники: лауреат международных вокальных конкурсов Михаил Великанов, дипломант международных конкурсов Валерия Коркка, артист хора Государственной академической капеллы Ивлий Семенёнок, студентка кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Ольга Саблина и хор прихожан храма Благовещения. Наверное, не будет преувеличением заметить, что 30 сентября на встрече в храме Благовещения было исполнено назидание апостола Павла: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Послание к Колоссянам, 3:16).