г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

За Литургией в Храме Благовещения пел византийский хор

9 октября за Божественной литургией в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове пел византийский хор «Пахомий Логофет». Пение было настолько необычным, что некоторые прихожане решили: певцы и в самом деле приехали из Греции. Но все они были из России, пели по-церковнославянски, так что необычным был не язык, а само звучание: византийское пение – это очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства и имеющая историческую связь с музыкальной культурой древней Греции. Зато «Символ веры» и «Отче наш» хор не пропел, а просто прочитал, благодаря чему к нему смогли присоединиться и прихожане – подхватить редкостную и замысловатую для непрофессионала мелодию вряд ли бы кому-то удалось. В хоре «Пахомий Логофет» звучат только мужские голоса, и участники его в основном – очень молодые люди.

После окончания Литургии, за чаем, участники хора рассказали о том, почему стали заниматься византийским пением. По их мнению, такое пение больше соответствует словам молитвословий, самому духу Православия. Оказалось, что все они не только практики, но и теоретики: серьёзно изучают историю церковного пения и с увлечением рассуждают о преимуществах использования невм вместо привычных нам нот и о разнице между византийским и знаменным пением. Размышляя об этом, один из хористов сравнил византийское пение с южной рекой, которая бежит среди гор, то вскипая, то успокаиваясь, а знаменное – со спокойной северной рекой, текущей ровно и приближающейся к океану. А другой участник хора вспомнил, как, несмотря на это различие, однажды за Литургией половину Херувимской песни спели византийским распевом, а другую половину – знаменным, и, тем не менее, получилось очень гармонично. Наверное, потому, что и та, и другая река в конечном итоге впадают в один и тот же Океан.

Настоятель Благовещенского Храма протоиерей Андрей Дьяконов рассказал о церковном пении советских времён, когда он, ещё не будучи священником, ходил в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Тогда о византийском пении никто и помыслить не мог, зато иногда полностью исполняли Литургию Чайковского – и на Службу тогда, помимо верующих, приходила светская интеллигенция, для которой была важна не молитва, а классическая музыка. Рассказал отец Андрей и о Хоре донских казаков под управлением Сергея Жарова, историей которого он занимается много лет и чьё пение считает очень высоким образцом духовной музыки. А отец Виталий Антохин пожелал участникам хора интересоваться историей не только византийского, но и русского церковного пения – эта традиция была подзабыта в советское время и сейчас нуждается в возрождении точно так же, как иконопись или архитектура.

Но главное, по словам отца Андрея, не внешняя красота пения, а его наполнение – молитва. Это искусство, доступное каждому и в то же время мало кем освоенное. Слава Богу, что сегодня никто не мешает нам приходить в Храм и прилагать все усилия для того, чтобы хоть немного прикоснуться к нему.