
Многих людей неизменно интересует вопрос: думают ли животные? Есть ли у них душа, причастны ли они Вечной жизни? Чтобы хотя бы отчасти ответить на эти вопросы, 21 февраля в Благовещенской церкви состоялась лекция «Проблема сознания и мышления животных с точки зрения православного биолога». Провела лекцию давняя прихожанка храма Ольга Евгеньевна Зубарева – нейрофизиолог, кандидат биологических наук.
Лекция была основана на курсе зоопсихологии и сравнительной психологии. Ольга Евгеньевна рассказала, что, начиная вести этот курс, она не знала, как ей, православному человеку, говорить о теории Дарвина, об эволюции психики, и пришла за советом к своему духовному отцу. «Он мне сказал одну вещь, от которой мне стало весело и легко. “Говоря о теории Дарвина, ты так и говори – что это теория. А есть практика! На практике все может быть совсем по-другому”».
По словам Ольги Евгеньевны, в современной православной литературе принято говорить, что никаких признаков сознания у животных нет, им обладает только человек. Но это заблуждение. Ольга Евгеньевна рассказала об экспериментах над животными – в основном обезьянами. В результате этих экспериментов стало ясно, что обезьяна способна создавать план своих действий, может предсказывать развитие ситуации, любит обманывать. Она способна обучиться языку-посреднику, задавать вопросы, использовать слова в переносном значении, «говорить» о том, что находится вне поля ее зрения (например, одна обезьяна спрашивала о своей подруге-собаке, которой в тот момент не было в комнате). У обезьян возможна даже культурная преемственность. И все же ни одна самая умная обезьяна не может подняться выше уровня развития двух-трехлетнего ребенка.
От темы мышления Ольга Евгеньевна перешла к теме сознания. Она рассказала о том, какими признаками сознания обладает высокоразвитое животное (сознание в данном случае понимается как способность к рефлексии, контакту с самим собой, осознанию того, что есть «я» – и есть «другие»). Оказывается, животные и к этому способны: например, многие из них понимают, что в зеркале они видят именно себя, а не другое животное. И, если обезьяне нарисовать мелом на голове крестик и подвести ее к зеркалу, она тут же начнет стирать его у себя. Узнают себя в зеркале и слон, и ворона – и, если видят в своем облике что-то необычное, тут же начинают приводить себя в порядок.
Получается, у животных есть предпосылки и мышления, и сознания… но они не обладают двумя свойствами, присущими только человеку: способностью к творчеству и свободой воли. Да, дельфина или ту же обезьяну можно научить рисовать – но они никогда не станут самовыражаться сами по себе, живя на воле. Неспособны животные и к тому, чтобы волевым усилием подавлять свои низшие потребности.
Как это всегда бывает во время бесед в Благовещенской церкви, слушатели задавали много вопросов – о поведении животных и, как это ни странно, людей.
Как объяснить то, что собака включается в спор между хозяевами, причем лает всегда на того, кто неправ?
Способны ли животные к альтруистическим чувствам?
Почему Церковь относится к собакам как к «нечистым» животным?
До какого возраста развивается мозг человека?
Насколько животные могут быть причастны к духовной жизни, каким образом они воспринимают благодать?
Задавая вопросы, многие делились личными наблюдениями за животными.
В конце беседы настоятель храма, протоиерей Андрей Дьяконов, предложил посвятить одну из будущих бесед проблемам сознания человека. А тема следующей встречи, которая состоится через неделю, – это «Крушение стереотипов и психология веры в чрезвычайных ситуациях». Проведет ее доктор психологических наук Светлана Петровна Иванова.