Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с Праздником Крестовоздвижения!
Этот Праздник — особенный для нашего Храма, потому что центральный престол на втором этаже, где совершаются воскресные и праздничные богослужения, освящён в честь Крестовоздвижения. В этот день после Божественной литургии в Храме состоялся водосвятный молебен, а затем – Крестный ход. Во время проповеди настоятель, отец Андрей Дьяконов, напомнил прихожанам о том, что в этот день Церковь вспоминает обретение Креста Господня, и обратил их внимание на росписи в центральном приделе Храма. Три из них посвящены Кресту Господню: на них изображено несение Креста Спасителем, обретение Креста и несение Креста царём Ираклием, одетым в рубище.
О Празднике Воздвижения Креста Господня
Праздник Крестовоздвижения стоит в начале церковного года как символ грядущих страданий Христа и Его Воскресения. Крест — страшный и зловещий предмет, орудие казни — в Православии называется Честным и Животворящим и символизирует не смерть, а победу над ней. Крест — это «красота Церкви», он венчает храм и место последнего упокоения христианина. Мы носим крест на груди в течение всей жизни и осеняем себя крестным знамением во время молитвы. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною, — говорит Христос со страниц Евангелия (Мф. 16:24).
В праздник Крестовоздвижения Церковь вспоминает два исторических события, произошедших в IV столетии, и одно более позднее, относящееся к VII веку. Первые два эпизода священной истории связаны с жизнью святых равноапостольных Константина и Елены. В 312 году, во время войны с кесарем Максенцием, язычник Константин стал молиться Христу, прося вразумить его и помочь одолеть врага. В ответ на молитвы императору и всему его войску было видение — в небе появился сияющий крест и надпись: «Сим побеждай». Следующей ночью во сне Константину явился Христос и повелел сделать боевое знамя с изображением бывшего ему видения. Император исполнил повеление — и сим победил. После побед при Турине и Вероне он окончательно разбил войско Максенция в битве у Мильвийского моста. В дальнейшем по инициативе Константина в Никее был созван Первый Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь арианства*. Святой император совершил много других трудов на благо Церкви и незадолго до кончины принял Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью.
Но главное событие, которое вспоминается в этот день — это обретение Креста Господня. В 326 году мать императора Константина, царица Елена, прибыла в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и попытаться найти Крест, на котором был распят Спаситель. Во время раскопок на Голгофе была обнаружена пещера Гроба Господня, три креста и отдельно — дощечка, на которой на трёх языках было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Оставалось узнать, на каком из трёх крестов был распят Господь. Вскоре это окрылось благодаря чуду: от возложения одного из крестов женщина исцелилась от тяжёлой болезни, а умерший воскрес.
Патриарх Макарий, бывший при обретении Креста, поднялся на возвышение и воздвиг (поднял) Крест над собравшимся народом. «Господи, помилуй!» — восклицали христиане при виде Креста и повергались на землю. Так праздник получил название Крестовоздвижения, а поклонение Кресту стало особенностью праздничного богослужения.
И ещё одно событие вспоминает Церковь в этот день. В VII столетии Крест Господень был захвачен и отвезён в Персию, где находился в течение четырнадцати лет. В 629 году, после заключения мира с персами, Крест возвратился в Иерусалим. При этом произошло чудо: когда царь Ираклий вносил Крест в храм Воскресения, у ворот его остановила неведомая сила. По внушению Патриарха, на следующий день царь вновь попытался внести Крест в храм, но был облачён в самую скромную одежду и бос. На этот раз ему удалось вернуть Крест на его прежнее место.
Во время всенощного бдения накануне праздника священник выносит на середину храма крест — для поклонения верующих. Крест украшен зелёными ветвями и цветами: это символизирует духовную радость тех, кто, исполняя слова Спасителя, следует за Ним под бременем креста. День Крестовоздвижения всегда является постным.
На праздничной Литургии читается Евангельский отрывок о суде у Пилата и Распятии Христа (Ин. 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35).
Тропарь праздника Крестовоздвижения:
и благослови достояние Твое,
победы православным христианам на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
* Суть этой ереси была в том, что Христос признавался не единосущным Отцу Богом, а сотворенным Существом – Человеком, хотя и самым совершенным.