Впервые мощи святого преподобного Силуана, Афонского чудотворца, покинули Святую Гору Афон. В честь празднования тысячелетнего присутствия русского монашества на Афоне они привезены в пределы Русской Православной Церкви. 18 сентября приход храма Благовещения получил уникальную возможность помолиться у мощей святого Силуана в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
«Держи ум свой во аде и не отчаивайся» — это, наверно, самая известная фраза преподобного. Именно эти слова услышал он Господа в минуту тяжелейшей духовной брани — и с тех пор это Божественное откровение стало тем советом, которым старец делился со всеми.
Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский»:
«Жизнь блаженного старца Силуана внешне протекала малоинтересно. До призывного возраста это была жизнь русского крестьянина, потом обычная военная служба в нижних чинах и затем долгие годы, 46 лет, монотонной монастырской жизни простого монаха.
Формуляр монастыря говорит о нем следующее: „Схимонах Отец Силуан, мирское имя — Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г., на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911. Скончался 11/24 сентября 1938 года“.
От „родился“ до „скончался“ — все бедно, не о чем рассказать… Подлинная же христианская жизнь течет в глубоком сердце, сокрытом не только от посторонних взоров, но в полноте и от самого носителя этого сердца.
В молодости красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, Семен наслаждался жизнью. У них была большая семья: отец, мать, пять братьев-сыновей и две дочери. Жили они вместе и дружно. Взрослые братья работали с отцом. Однажды, во время жатвы, Семену пришлось готовить в поле обед, была пятница, забыв об этом, он наварил свинины, и все ели. Прошло полгода с того дня, уже зимою, в какой-то праздник, отец говорит Семену с мягкой улыбкой:
— Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница; ты знаешь, я ел ее тогда как стерву.
— Что же ты мне не сказал тогда?
— Я, сынок, не хотел тебя смутить.
Рассказывая подобные случаи из своей жизни в доме отца, Силуан добавлял: „Вот такого старца я хотел бы иметь: он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня и не смутить“.
И все-таки жизнь молодого парня приняла недобрый уклон. Молодецкая удаль и недюжинная физическая сила в то время была причиной его самого большого греха, за который он принес чрезвычайное покаяние. Семен ощутил глубокий стыд, и в силу этого изменилось отношение ко всему, что он видел в жизни.
Военную службу он отбывал в Петербурге, в лейб-гвардии, в саперном батальоне. Окончив свою службу в гвардии, Семен, незадолго до разъезда по домам, вместе с ротным писарем поехал к отцу Иоанну Кронштадтскому просить его молитв и благословения. Отца Иоанна в Кронштадте они не застали и решили оставить письма. Семен написал лишь несколько слов: „Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал“.
Возвратились они в казармы, и, по словам старца, уже на следующий день он почувствовал, что кругом него „гудит адское пламя“.
Покинув Петербург, Семен приехал домой и пробыл там всего одну неделю. Быстро собрали ему холсты и другие подарки для монастыря. Он попрощался во всеми и уехал на Афон. Но с того дня, как помолился о нем Отец Иоанн Кронштадтский, „адское пламя гудело“ вокруг него не переставая, где бы он ни был: в поезде, в Одессе, на пароходе, и даже на Афоне в монастыре, в храме, повсюду».
Подробности о жизни в монастыре и духовном возрастании — читайте в книге Софрония (Сахарова). Из нее же взяты нижеследующие изречения преподобного.
* * *
Дух Святой на земле живет в нас, и Он нас просвещает. Он дает нам познать Бога. Он дает нам любить Господа. Он дает нам мыслить о Боге. Он дает нам дар слова. Он дает нам радость и веселие. Дух Святой дает нам силы вести брань с врагами и побеждать их.
* * *
Кто носит в себе Мир Духа Святого, тот и на других изливает мир; а кто носит в себе злого духа, тот и на других изливает зло.
* * *
Не все души одинаково сильны: одни крепки, как камень, а другие слабы, как дым. Дыму подобны — горделивые души. Как ветер носит дым куда попало, так враг влечет их куда хочет, потому что у них или нет терпения, или враг их легко обманывает. А смиренные души хранят заповеди Господни и стоят в них неподвижимы, как морской камень, о который разбиваются волны. Они предались воле Божией и умом созерцают Бога, и Господь дает им благодать Святого Духа.
* * *
Святой Апостол Иоанн Богослов говорит, что заповеди Божий не тяжки, а легки (1 Ин. 5: 3). Но легки они только от любви, а если нет любви, то все трудно. Поэтому храни любовь, не теряй ее, потому что хотя и возможно ее вернуть, но это дается многими слезами и молитвами, а без любви трудно жить на свете.
* * *
Часто за одно приветствие душа чувствует в себе благую перемену; и, напротив, за один косой взгляд теряется благодать и любовь Божия. Тогда скорее кайся, чтобы возвратился мир Божий в душу твою.
* * *
Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.
* * *
Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, т.е. если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри, в чем ты согрешил.
* * *
Кто обвиняет людей за то, что они его укорили, тот не знает, что душа у него больная, а не укоризна виновата. Кто любит исполнять свою волю, тот совсем не мудр, а кто послушлив, тот скоро преуспеет, потому что любит его Господь.
* * *
Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою.
* * *
Опыт показал, что не надо мыслить плохо о человеке, потому что за это уходит благодать Святого Духа от души. А если будем любить людей, то Господь даст молитву, так что и среди народа душа может непрестанно вопиять к Богу.
* * *
Если человек в брате своем видит присутствие Духа Святого, то это значит, что и сам он имеет большую благодать, а если кто ненавидит брата своего, то это значит, что сам он одержим злым духом.
* * *
Вот самый короткий и легкий путь ко спасению:
Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые, и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь».
* * *
Сейчас четыре часа ночи. Я сижу в келии своей, как в чертоге, в мире и любви, и пишу. Но когда приходит большая благодать, тогда я не могу писать.