Во вторник, 27 февраля, в день памяти протоиерея Иоанна Иоанновича Дёмкина, в нашем храме будет совершена панихида. Мы вспоминаем духовного пастыря, служившего в Благовещенской церкви более полувека (с 1861-го по 1913 год), прославившегося делами милосердия и просвещения.
Дёмкин из Дёмкина
Иван Иванович Дёмкин родился 18 (30) апреля 1837 года в семье священника села Дёмкино Раненбургского уезда Рязанской губернии. Сейчас это Чаплыгинский район Рязанской области, расположенный на границе с Липецкой областью.
Дёмкино как село с церковью великомученика Димитрия Солунского упоминается в документах с 1676 года. В 1851 году крестьяне села на собственные средства начали строительство каменного двухэтажного храма, и он стал, по их мнению, лучшим в округе.
Отец Ивана был священником, в семье воспитывалось шестеро детей, три сына и три дочери. Иван был вторым по старшинству. Когда он учился в Рязанской семинарии, отец скончался от холеры. Тогда старший брат, Николай, уже окончивший эту семинарию, подал прошение об определении его священником на место отца, в родное село. При поддержке брата Иван Дёмкин смог продолжить учебу в семинарии.
Рязанская Духовная семинария с самого начала своего существования была направлена на достижение основной цели – воспитание и духовное образование будущих пастырей. В 1857 году И. Дёмкин окончил ее и как лучший воспитанник был отправлен за казенный счет на учебу в Петербург, в Санкт-Петербургскую Духовную академию, откуда со степенью магистра был выпущен в октябре 1861 года.
Священник Благовещенской церкви
24 ноября 1861 года выпускник Духовной академии был рукоположен во священники к Благовещенской Василеостровской церкви. Незадолго до этого отец Иоанн женился на дочери умершего священника Благовещенской церкви Екатерине Румянцевой, взяв на себя опекунство над семейством жены.
С этого дня батюшка Иоанн верой и правдой служил Господу и своим прихожанам на протяжении более полувека в Благовещенской церкви, до 1913 года.
В 1881 году Иоанн Дёмкин был возведен в сан протоиерея, а 7 марта 1890 года указом Духовной консистории назначен настоятелем Благовещенской церкви.
У отца Иоанна с матушкой Екатериной Семёновной было 10 детей, одного из них, сына Александра, супруги потеряли в 1871 году, когда мальчику было всего 6 лет, он умер от болезни легких. Супруга Екатерина скончалась 29 августа 1892 года, в 48 лет, от холеры. Получается, что семейный стаж Дёмкиных составил 31 год.
Все дети – и сыновья, и дочери – получили хорошие образование, стали юристами, врачами, библиотекарями, учителями и т. д., их потомки живут сейчас в Петербурге и Москве, в Эстонии и Украине, в Германии, Франции и США.
В 1913 году в возрасте 76 лет протоиерей Иоанн по болезни сложил с себя настоятельские обязанности. Скончался он 14 (27) февраля 1916 года от воспаления легких и был похоронен на Смоленском кладбище.
Примечательно, что после смерти отца Иоанна настоятелем Благовещенской церкви стал его зять – кандидат богословия Санкт-Петербургской Духовной академии Михаил Иванович Поспелов.
По заветам святителя Тихона Задонского
В сентябре 1862 года при Благовещенской Василеостровской церкви было открыто Общество вспомоществования приходским бедным. Организация Общества совершилась по случаю исполнившегося тогда столетия храма, получившего освящение от великого угодника Божия святителя Тихона Задонского. Этот угодник Божий был пастырь истинно милостивый и нищелюбивый. Милосердие и сострадание к бедным несчастным страдальцам земли, теплое к ним сочувствие и участие в их положении он всегда старался побуждать и в других. Святитель Тихон, сам помогая действительно нуждающимся и других располагая к тому же, строго обличал тунеядство, которые под разными предлогами выпрашивают себе пособие, а тем самым, говаривал святитель и у бедных, вправду нищих, отнимают последнее.
Озаряемые чудесным светом образа святителя Тихона священнослужители и прихожане Благовещенской Василеостровской церкви основали у себя Общество вспомоществования приходским бедным с целью оказывать посильную помощь всем истинно бедным в приходе, отделяя истинную бедность от промышленного нищенства, происходящего от привычки к праздности и бродячей жизни, вместе с тем для усиления и умножения милостыни во имя Христово и для удобства и порядка в делах христианской благотворительности.
Благотворительная деятельность Общества первоначально выражалась в делах милосердия бедным на местах их жительства: выдачи им на руки денежного пособия единовременного или ежемесячного, а также в раздаче жертвуемых от благотворителей вещевых приношений одеждою, обувью, дровами и т.п.
Понимая бедственное положение живущих в сырых подвалах и холодных чердаках престарелых бедных женщин, в марте 1873 года Обществом была открыта бесплатная квартира на 18 человек. Но так как съём квартиры был связан с разными неудобствами и дороговизной, решено было устроить при церкви собственный дом для приходских бедных.
9 июня 1874 года Совет попечителей общества предложил строить двухэтажный дом, 21 мая 1875 года была совершена его закладка. Дом был устроен усердием всего прихода, в книге пожертвований значилось более 100 человек.
В 1883 году был построен второй дом, предназначенный для девочек сирот.
В ноябре 1888 года было решено построить еще один дом для заштатных членов, вдов и сирот местного Благовещенского причта.
В 1895 году был устроен четвертый дом Общества для мужского старческого приюта и дешевых квартир.
При четырех каменных домах, устроенных Обществом вспомоществования приходским бедным при Благовещенской церкви приходская жизнь выражалась в содержании двух старческих приютов, мужского и женского, одного детского, в дешевых квартирах, в обеспечении помещением вдов и сирот местного благовещенского причта.
Общество вспомоществования приходским бедным, принимая во внимание необходимость церковного ремонта, в 1911 году на своем собрании решило прийти на помощь, проведя внутренний и внешний ремонт храма.
Общество не проходило мимо общегосударственных дел, откликаясь на бедственное положение жителей России: в 1868, 1873, 1891 году объявлялись сборы для голодающих разных губерний.
Религиозно-нравственное просвещение
Дела милости разделяются на дела телесные и духовные. Для дел духовных Общество начало активно содействовать распространению и утверждению религиозно-нравственного просвещения, чтобы среди прихожан искоренялись дурные навыки, страсти, пороки, очищались и улучшались нравы, возрастали добродетели.
В 1885 году Обществом началось распространение в приходе книг религиозно-нравственного содержания путем продажи, а по временам бесплатной раздачи; устройство библиотеки для безмездного пользования желающими прихожанами, проведение религиозно-нравственных чтений, развитие церковного пения.
17 октября 1901 года была открыта церковно-приходская школа для мальчиков на углу 8-й линии и Малого проспекта в Благовещенской часовне. Открытие школы предварял крестный ход гостей, священнослужителей и причта от храма к часовне. Помещение школы было достаточным для обучения 50 мальчиков, которым во время занятий давали сладкий чай с булкой. Там же, в часовне, располагалась комната для проживания учителя.
В здании часовни началось также обучение приходского любительского хора. В октябре 1909 года обучение желающих по нотам церковному пению заменено было обучением с голоса пению общенародному.
В 1901 году в приходе появился кружок трезвенников, также организованный приходским благотворительным Обществом.
«Батюшка наш!»
Насколько был любим прихожанами и братией отец Иоанн Дёмкин говорит торжество, устроенное ими в честь 25-летия его служения 24 ноября 1886 года.
Вручая отцу Иоанну подарок, наперсный крест с украшениями, священник Благовещенской церкви Иоанн Панов, в частности сказал: «… дар этот не как на воздаяние за Ваше двадцатипятилетнее служение на благо церкви и прихода, за Ваши неутомимые отеческие заботы о приходских бедных, за Вашу всегдашнюю готовность всем и каждому отзываться на их религиозные нужды и потребности, а как знак их понимания и их уважения к Вашим трудам и добрым качествам души Вашей…».
Вслед за поднесением креста, св. Библии и совершением благодарственного Господу Богу молебствия, все члены причта и прихожане отправились в дом приходского Благотворительного общества. На пути со всех сторон раздавались приветствия и благожелания отцу Иоанну, отовсюду слышалось: «Батюшка наш! Дай Бог тебе здоровья и благополучия!»
23 ноября 1886 года в 46-м номере «Паломника» вышла заметка, посвященная отцу Иоанну Дёмкину. В частности, в ней писалось: «Найдутся и многие, в нашей столице, поборники христианского милосердия; но едва ли с такими ничтожными средствами, как здесь, могут достигнуть такого благосостояния дела. Четверть века деятельность о. Иоанна Дёмкина тесно соединена с этими успехами благотворительности».
А вот как в поздравительном адресе от прихожан выражалась благодарность протоиерею Иоанну: «Вашими молитвами в храме, Вашими проповедями и беседами, а особенно Вашею безупречною жизнью, Вы постоянно подкрепляете нас – прихожан на пути истинной веры и добрых дел. Мы счастливы тем, что прожили двадцать пять лет под Вашим нравственным руководством, и молим Бога, да продлит Он драгоценные дни Ваши во славу Его святого имени, на процветание учреждений Общества и всем нам, христианам, на пользу».
В ответном слове отец Иоанн благодарил прихожан и братию за добрые, наполненные любовью поздравления: «О вашей христианской любви, братия, громко свидетельствуют и те благотворительные учреждения, которые служат одним из наилучших украшений прихода; а настоящее чествование есть одно из ясных свидетельств великой почтительной любви вашей также и к пастырям церкви, в лице моего недостоинства».
Связь времен
Казалось бы, в богоборческие годы дело прихожан Благовещенского храма под руководством настоятеля Иоанна Демкина было забыто, все приютские дома, часовня, да и сам храм были отданы под различные хозяйственные нужды советским организациям. Но Бог поругаем не бывает!
Спустя 120 лет мы, находясь на молитве в храме, на просветительских курсах в часовне, вспоминаем имя протоиерея Иоанна Дёмкина, чтим его труды, изучаем деятельность Общества и стараемся на практике воплощать то, чему учил отец Иоанн.
«…Пресвятая Богородице спаси нас. Призри с небеси и Ты, святителю наш отче Тихоне! Вспомоществование беспомощным всю жизнь составляло твое любезнейшее упражнение. Своим ходатайством пред престолом Всевышнего не оставь дела любви и милосердия при святом храме сем, который был освящен тобою полтораста лет тому назад!» – писал протоиерей Иоанн Демкин в 1912 году в своей книге «Приходская жизнь Благовещенской Василеостровской церкви с 1862 по 1912 годы».
Помощь Японской духовной миссии
Близкая дружба связывала о. Иоанна и равноапостольного Николая Японского со времен их обучения в Санкт-Петербургской Духовной академии. Отец Иоанн Дёмкин помогал миссионерскому служению равноапостольного Николая, собирая средства для работы Японской православной миссии – делал он это на протяжении всех лет своего служения и даже являлся внештатным сотрудником миссии. О. Иоанн был неоднократно отмечен Священным Синодом «за ревность к пользам миссионерского дела в Японии».
Когда же святитель Николай приезжал в Петербург, он неоднократно бывал в нашем храме и встречался с отцом Иоанном.
Запись в дневнике святителя Николая Японского 24 сентября 1879 года:
«Часов до 7 вечера провел время у Ив. Ив. Демкина. Показывал он свою богадельню: старушки и дети, бывшие бесприютными, живут совершенно счастливо; дети ходят в училище. На втором этаже дешевые квартиры: за 2 1/1 руб в месяц две жилицы вместе имеют просторную теплую комнату. В кухни проведена вода. Со временем и 2-й этаж имеется в виду отдать бесплатно – бесприютным. Совершенно в духе первых времен христианства: Церковь призирает своих вдов и сирот. В подражание Благовещенской богадельне теперь во всех петербургских церквах заводят такие же. Замечателен великолепный образ святителя Тихона в богадельне: когда Ив. Ив. Демкин был очень болен ревматизмом, один прихожанин дал обет построить этот образ и киот, если он выздоровеет. Вот так любят дети духовные своего пастыря и молится о нем! Началась богадельня постройкой – почти без денег; главный возбудитель и осуществитель доброго приходского дела о. Иоанн Демкин. Образцовый пастырь он; вечно – по требам и церковным делам; и всякого приходящего звать его на дело – встречает с такою любовью, каким бы делом ни занят был или как бы ни был уставши в то время: «кого Бог дал там?» или: «а вот Господь и еще посылает дело», только и слышаться его слова. Побольше бы таких пастырей!».
Текст: Ольга Скируха
Материал подготовлен на основании открытых источников https://r256-demkino.omsu48.ru/informatsiya/istoriya/; https://textarchive.ru/c-1118874-p6.html; https://чаплыгин-культура.рф/my-iz-ranenburga/; брошюрам «Приходская жизнь Благовещенской Василеостровской церкви с 1862 по 1912 года» (изд. 1912), «Двадцатипятилетние священства при Благовещенской Василеостровской церкви, протоиерея Иоанна Иоанновича Демкина 1861/24/11/ 1886, ХХV» (типография Елеонского, 1886).