г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

В октябре в верхнем приделе, освящённом во имя Зачатия Иоанна Предтечи, завершится восстановление живописи XVIII века, которая долгое время была скрыта под несколькими слоями краски. Возвращением исторического наследия занимается реставрационная компания «Петрорестком», в «послужном списке» которой такие значимые городские объекты как залы Мариинского дворца и Ораниенбаумского дворцов, библиотека Аничкова дворца. Уже совсем скоро можно будет увидеть потолок в приделе таким, каким его видели прихожане и священнослужители столетия назад.

Первая расчистка в помещении была произведена пятнадцать лет назад, но тогда провести реставрацию не было возможности. В эпоху национализации церквей в храме располагались Особое конструкторское бюро, затем инженерно-конструкторские предприятия и даже мастерская по изготовлению люстр и музыкальных инструментов. Храм имел статус охраняемого, что обеспечивало сохранение здания, но внутри арендаторы могли делать всё, что им заблагорассудится, и потому Зачатьевский предел, как и другие помещения, был перестроен: там сделали новые перекрытия, на месте алтаря оказалась перегородка с дверью. Сейчас, когда всё это разобрали, были найдены фрагменты стенной росписи в арке и старинные кованые гвозди, которыми, скорее всего, крепилась часть иконостаса.

Полная реставрация живописи началась только в этом году. Работы заняли около четырёх месяцев, в течение которых был раскрыт оригинальный фон потолка и пять живописных сюжетов в декоративных рамах-картушах. Вначале считалось, что сюжетов семь, но два закрашенных побелкой овала оказались замурованными слуховыми окнами. На старых фотографиях отчётливо видно, что с двух сторон в помещение падает свет.

— Когда мы вошли сюда, свод потолка был весь серый, загрязнённый, а панели стен были закрашены краской, – рассказывает руководитель работ Николай Аркадьевич Михайлов, – чтобы убедиться в этом, можно посмотреть на специально оставленный участок контрольной расчистки. На фотографиях, которые есть в нашем распоряжении, было частично видно фрагменты картуша. Когда расчистили, открылось уникальное сочетание двух видов живописи: масляной и темперно-клеевой по штукатурке – ею выполнены картуши. Нам удалось дойти до авторского фона, он оказался охристым, с многочисленными трещинами по штукатурке. Найти авторский фон – большая удача, здесь он благополучно сохранился волею судеб. Штукатурку пришлось укрепить, но мы всё равно максимально сохраняем внешний вид первоначального фона, на нём живопись смотрится так, как в восемнадцатом веке.

На профессиональном сленге реставраторов фрагмент, который полностью уничтожен, называется «утратой». Это печальное слово звучит одновременно и как термин, и как приговор труду живописцев. Утрата – это фрагмент росписи, где не осталось авторской живописи. Реставраторы по-новому выписывают только их, а то, что, по счастью, до нас дошло (это называется «найти автора»), расчищают и консервируют. Чтобы подобрать правильный оттенок для «утрат», делаются пробы, проверяемые и одобряемые КГИОП. Если же утрачено всё, но есть хорошая фотография, то принимается решение о воссоздании, однако в храме Благовещения, к счастью, живопись сохранилась, и только два сюжета были в очень плохом состоянии.

Рамы-картуши вокруг живописных сюжетов сохранились хуже, с трудом можно было понять, что венцами картушей являются головки Херувимов. И все они отличаются друг от друга. В процессе реставраторы выяснили, что бликовка на картушах написана паталью – составом на основе меди, имитирующим золото.

Обнаруженные под слоем закраски картины оказались сюжетами из Апокалипсиса.

— Мы специально перечитывали Апокалипсис, чтобы понимать, что именно реставрируем, что здесь изображено. Под сюжетами частично сохранились надписи, и мы их тоже восстановим, там, где они будут написаны заново, будет заметно, что они чуть-чуть светлее, – рассказывает Николай Аркадьевич.

Когда все работы будут закончены, можно будет увидеть прекрасные образцы церковной живописи эпохи русского барокко. И хотя в самом приделе богослужения уже проводится не будут атмосфера в нём безусловно изменится к лучшему. Возможно, здесь разместится воскресная школа.

Анна Ремез

Дать искусствоведческую оценку росписей Зачатьевского придела мы попросили прихожанку Благовещенского храма Марину Николаевну Цветаеву – доктора культурологии, профессора кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ:

— Фрагменты росписи в Зачатьевском приделе Благовещенской церкви открывают возможность познакомиться с новой визуальной образностью культуры барокко: петровское барокко знаменовало пограничную фазу, переход от традиций древнерусского искусства к новой для национальной ментальности культурно-эстетической и философско-религиозной системе. В Москве итальянские архитекторы искали формы «русского стиля», опираясь на традиции зодчества и иконописи Владимира, Пскова, Новгорода, в Петербурге же итальянские, немецкие, французские и голландские мастера совместно с русскими зодчими и художниками искали синтез национальных традиций с античностью и Возрождением, ордерным языком европейской архитектуры и барочного искусства. В раскрытых фрагментах мы видим лишь начальный, доакадемический этап освоения классического наследия.

Эти фрагменты важны для понимания процессов религиозно-художественной культуры Петербурга, его новых эстетических традиций и вкусов. В западноевропейском и русском искусстве нет ни одного художественного направления, опирающегося на христианское миросозерцание, которое бы не стремилось бы к выражению Истины, Блага и Красоты, не взыскало бы гармонии и целостности, порядка и иерархии; не стремилось бы к союзу небесного и земного. В барокко и классицизме дана своя версия, свое образно-художественное решение. Раскрывая диалог православия с католичеством и протестантизмом, философией деизма, петровское барокко отражало неисчерпаемые возможности для исследования чувственно-телесного космоса в отличие от духовно-телесного, выраженного в восточно-христианской культуре. Образно-выразительный язык барокко повлиял на разработку дворцово-парковых ансамблей Петербурга, монументально-декоративную пластику, демонстрируя репрезентативные приемы изображений Божественной и земной власти, синтез храмовой и дворцовой архитектуры с городской средой; полифункциональный союз зодчества, живописи, графики, театрально-музыкального искусства, улавливая бесконечные оттенки, экспрессию и живопись земного бытия, конфликт реального и идеального.

В раскрытых фрагментах росписей храма Благовещения Пресвятой Богородицы мы видим лишь начальный этап освоения сложнейшей барочной традиции, еще наивную передачу телесно-психологического космоса с его линейной и воздушной перспективой, анатомической пластикой, светотеневыми эффектами, ароматом целомудренного отношения к обнаженной телесности. В этом отношении они является бесценным документом религиозной и светской культуры середины XVIII века, представляющим интерес как для профессионалов, так и широкой аудитории.