До революции в храме Благовещения Пресвятой Богородицы действовало семь престолов, и один из них, центральный престол на втором этаже, был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этом приделе богослужения совершаются и сегодня, а значит, Крестовоздвижение – престольный праздник нашего храма. В этот день после Божественной литургии в Благовещенской церкви был совершен крестный ход и водосвятный молебен.
Праздник Крестовоздвижения стоит в начале церковного года как символ грядущих страданий Христа и Его Воскресения. Крест — страшный и зловещий предмет, орудие казни — в Православии называется Честным и Животворящим и символизирует не смерть, а победу над ней. Крест — это «красота Церкви», он венчает храм и место последнего упокоения христианина. Мы носим крест на груди в течение всей жизни и осеняем себя крестным знамением во время молитвы. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною», – говорит Христос со страниц Евангелия (Мф. 16, 24).
В праздник Крестовоздвижения Церковь вспоминает два исторических события, произошедших в IV столетии, и одно более позднее, относящееся к VII веку. Первые два эпизода священной истории связаны с жизнью святых равноапостольных Константина и Елены. В 312 году, во время войны с кесарем Максенцием, язычник Константин стал молиться Христу, прося вразумить его и помочь одолеть врага. В ответ на молитвы императору и всему его войску было видение – в небе появился сияющий крест и надпись: «Сим побеждай». Следующей ночью во сне Константину явился Христос и повелел сделать боевое знамя с изображением бывшего ему видения. Император исполнил повеление — и сим победил. После побед при Турине и Вероне он окончательно разбил войско Максенция в битве у Мильвийского моста. Благодаря императору Константину в Римской империи были прекращены гонения на христиан, а затем – созван Первый Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь арианства. Святой император совершил много других трудов на благо Церкви и незадолго до кончины принял Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью.
Но главное событие, которое вспоминается в этот день – это обретение Креста Господня. В 326 году мать императора Константина, царица Елена, прибыла в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и попытаться найти Крест, на котором был распят Спаситель. Во время раскопок на Голгофе была обнаружена пещера Гроба Господня, три креста и отдельно – дощечка, на которой на трёх языках было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Оставалось узнать, на каком из трёх крестов был распят Господь. Вскоре это окрылось благодаря чуду: от возложения одного из крестов женщина исцелилась от тяжёлой болезни, а умерший воскрес.
Патриарх Макарий, бывший при обретении Креста, поднялся на возвышение и воздвиг (поднял) Крест над собравшимся народом. «Господи, помилуй!» – восклицали христиане при виде Креста и повергались на землю. Так праздник получил название Крестовоздвижения, а поклонение Кресту стало особенностью праздничного богослужения.
И ещё одно событие вспоминает Церковь в этот день. В VII столетии Крест Господень был захвачен и отвезён в Персию, где находился в течение четырнадцати лет. В 629 году, после заключения мира с персами, Крест возвратился в Иерусалим. При этом произошло чудо: когда царь Ираклий вносил Крест в храм Воскресения, у ворот его остановила неведомая сила. По внушению Патриарха, на следующий день царь вновь попытался внести Крест в храм, но был облачён в самую скромную одежду и бос. На этот раз ему удалось вернуть Крест на его прежнее место.