В течение трех летних месяцев в нашем храме проходил эксперимент, авторы которого – молодые петербургские фотохудожники Олег Верещагин и Дмитрий Попов.
На колокольне были установлены пинхол-камеры (камеры-обскуры), направленные на купола храма, они постоянно фиксировали окружающее пространство при изменении положения солнца. В результате получился «протяженный» снимок с экспозицией длительностью три летних месяца.
Об этом проекте под названием «Сжатое время» рассказывает один из его авторов, Олег Верещагин:
– С начала своего создания фотография стремилась стать все более «мгновенной». За первые 50 лет время экспозиции сократилось от часов до долей секунд. В своем проекте мы отказываемся от времени «мгновенного» и используем время «протяженное».
Использование пинхол-камеры (камеры-обскуры) – технического средства, применявшегося художниками задолго до появления фотографии – позволяет создавать изображения архитектурных сооружений без искажений, стилистически близкие к первым снимкам XIX века. Единственный движущийся объект, остающийся на снимках, – это солнце. Яркие линии-треки, остающиеся от прохождения солнца по небосводу, создают неповторимый след.
Снимки получены с использованием солярографии – альтернативной технологии, при которой происходит восстановление кристаллов галогенида серебра под действием солнечного света без проявления. Кристаллы серебра имеют различный размер, что приводит к возникновению псевдоцветов. Уникальный негатив создается непосредственно в пинхол-камере на черно-белой фотобумаге.
Фотографы снимают Петербург с различных высотных точек, на снимках нет движущихся объектов – людей, машин – необычен и жемчужно-серый цвет полученных снимков города. Результат проекта планируется представить в виде организации выставки и издания альбома. Теперь в этой серии необычных изображений есть и храм Благовещения на Васильевском острове.
На фотографиях: Пинхол-камеры на колокольне в день установки; финал эксперимента и его автор, фотохудожник Олег Верещагин; один из снимков, полученных при помощи солнца.