В минувшее воскресенье в лекционном зале Благовещенской часовни прошла лекция кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания в Москве Светланы Георгиевны Зверевой, посвященная двум русским композиторам духовной музыки
К сожалению, после революции имена большинства композиторов духовной музыки в нашей стране были забыты, произведения не звучали, и только во второй половине ХХ века началось открытие тех, кто писал такую музыку и их сочинения. Среди этих фамилий и два имени, о которых шел разговор на лекции.
Светлана Георгиевна выбрала А. Архангельского и А. Никольского неслучайно: Александр Андреевич умер 100 лет назад, а Александр Васильевич родился – 150 лет назад. «Удастся ли написать двойной портрет?» — задалась вопросом лектор, и по окончании нашей встречи можно уверенно сказать, что Светлана Георгиевна с задачей справилась!
Вначале было краткое описание биографий композиторов, очень схожих в начале жизненного пути, а потом показан творческий путь каждого, опять же с общей главной жизненной целью – популяризацией хорового пения, духовных песнопений.
А. Архангельский и А. Никольский удивительные люди, современники, выходцы из семей сельских священников, сумели получить музыкальное образование, в свое время заняли ведущие позиции в хоровом, в том числе и церковном, творчестве Санкт-Петербурга и Москвы.
Благодаря деятельности Александра Андреевича Архангельского в России в церковных хорах стали выступать женщины и это была реформа, которую провел совсем молодой человек! Хор Архангельского был известен не только в России, но и за рубежом. К началу революции Александру Андреевичу был уже 71 год, здоровье подорвано произошедшими бедствиями и по ходатайству друзей он уезжает в Прагу, успешно, несмотря на болезнь, работает, но недолго. Умер А. Архангельский в 1924 году, в 1925 году его тело привезли в Санкт-Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.
У Александра Васильевича Никольского главным делом жизни стала преподавательская деятельность, он стоял у истоков становления хоровой кафедры Московской консерватории. Благодаря сыну, Льву Александровичу, сохранился архив Никольского, его ноты, а он был композитором не только духовных, но и светских произведений. Имя его было открыто совсем недавно. Светлана Георгиевна рассказала о замечательной серии книг «Русская духовная музыка в документах и материалах», восьмой том которой, состоящий из двух книг, посвящен Александру Васильевичу — «А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале XX века». В книгу включены и воспоминания Александра Васильевича, его письма друзьям и близким, что отражает не только его деятельность, личность автора, но картину жизни страны в то неспокойное время. Книга есть в свободном доступе в Интернете. Умер А. Никольский в 1943 году, в Москве.
Светлана Георгиевна сопровождала свою лекцию показом фотографий, звучали произведения авторов, в завершении мы услышали «Верую» А. Архангельского в исполнении Федора Шаляпина.
Аплодисментами и благодарностью лектору завершилась встреча в часовне, нам были открыты новые имена, новые страницы в хоровой и духовной жизни России. Светлана Георгиевна музыковед, занимается исследованиями церковной музыки. В открытом доступе имеются ее лекции на тему «Духовная музыка русского зарубежья»: www.svetlanazvereva.com/podcast.
«Вы открыли нам еще одну страницу церковной, творческой культуры. Большинство из нас могут с трудом назвать одно-два имени авторов духовных произведений, а Вы нас познакомили с лучшими из них. Большое спасибо за лекцию, за Вашу исследовательскую работу в непростом процессе возрождения хоровых традиций, песенном искусстве», — обратился к Светлане Георгиевне настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерей Андрей Дьяконов.
Ольга Скируха