г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

29 января за круглым столом молодёжного клуба «Благо» говорили о Православии и современной культуре. В начале встречи каждый участник постарался ответить на вопрос: для чего, на его взгляд, нужна культура?

Отвечая на первый вопрос, многие были единодушны. Культура, говорили они, это язык души, творческое самовыржание, наше наследие. Культура пересекается с моралью, нравственностью, способствует воспитанию. Она нужна для того, чтобы возвыситься над повседневностью, осознать свой путь, услышать голос Бога… Некоторые выражали более настороженное отношение к культуре: она является для них «земной» ценностью, в советское время (только ли в советское?) ею заменяли религию, в современной культуре в ней присутствуют демонические, богоборческие черты. Культура способна дать «духовной жаждою томимому» всего несколько капель воды, в то время как в Церкви этой воды — потоки.

Кто-то из участников разговора справедливо заметил, что, если произведение искусства выражает душу его создателя, то очень важно, чем наполнена эта душа. Она может знать Бога — а может быть подвержена демоническому влиянию (и это тоже духовность, только отрицательная).

На втором витке разговора участники беседы поставили под сомнение привычные сегодня выражения: «православный рок», «православная литература», «православный театр». Многие сошлись во мнении, что «православными» часто называют произведения, в которых в той или иной степени присутствует идея Бога — но при этом они почему-то оказываются низкого уровня (видимо, создаются не по вдохновению, а исключительно «из благих побуждений»).

Перед участниками круглого стола был поставлен еще один вопрос: какие примеры достойных «православных» произведений современного искусства они могут привести? Упоминали фильмы «Остров», «Монах и бес», знаменитую книгу «Несвятые святые» и роман «Лавр», мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», группу «Атриум», имена Константина Кинчева и Юрия Шевчука… Правда, здесь единомыслия не было: то, что принимается и ценится одними, категорически отверагется другими. Получается, Истина во всех этих произведениях присутствует только очасти, иначе, наверное, она была бы единодушна узнана и принята всеми.

Алтарник Благовещенской церкви Георгий Дьяконов, выпускник Академии Штиглица, согласился с мыслью о том, что «православное искусство» — понятие спорное. На его взгляд, более интересными бывают попытки «светских» авторов обратиться к теме христианства — и показал ряд фотографий произведений современного искусства: архитекурных сооружений, скульптур, живописных полотен. Каждая фотография была неоднозначна — и почти все вызывали споры.

Поскольку тема культуры оказалась очень широкой и задела за живое всех участников встречи, решено было продолжить этот разговор в ближайшее время. Но только не в следующее воскресенье: через неделю беседа будет посвящена русским новомученикам и исповедникам.