В августе 1762 года члены Святейшего Синода отправились в Москву для участия в короновании императрицы Екатерины II. А для временного управления делами Синода в Петербург был вызван из Новгорода святитель Тихон (в тот момент – епископ Кексгольмский и Ладожский). Во время своего краткого пребывания в Петербурге угодник Божий освятил первый престол «новоустроенной каменной церкви» Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. Это событие состоялось 15 сентября 1762 года.
С тех пор здесь особо чтут имя святителя Тихона и считают его небесным покровителем храма. В 1997 году из Воронежской епархии была доставлена частица мощей святителя Тихона Задонского (помещена в иконе чудотворца, находящейся в центральном приделе). А 6 октября 2012 года, накануне 250-летнего юбилея Благовещенской церкви, насельники Рождество-Богородицкого Задонского монастыря привезли в храм еще одну икону святителя Тихона Задонского с частицей его мощей.
Из жития святителя
Святитель Тихон Задонский – православный мыслитель, духовный писатель, чудотворец, оказал большое влияние на формирование русского мировоззрения ХХVIII-XIX веков. Родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии.
В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита, затем определили ректором Тверской семинарии. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии).
В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон написал ряд сочинений, призывая пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 году святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы.
Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году из-за слабого здоровья он вынужден был оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества в книгах «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира», а в своей жизни воплотил этот идеал. Жил святитель в самой простой обстановке: спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.
Он строго хранил уставы Церкви, почти ежедневно посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).
Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье, 13 августа 1861 года.
Святитель Тихон Задонский – изречения о духовной жизни
«Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь – все видит, и что ни говоришь – все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему и осторожность в словах, делах и мыслях – как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого».
«Ум, помраченный похотью мира, не может вместить просвещения Божиего».
«Человек может сам себя погубить и губит, но спасти сам себя не может. Мы сами можем зло творить и грешить, но добро творить без Бога не можем».
«Возведи умные очи в небесные селения и осмотри там всех жителей – ни одного не найдешь, кто бы ни пришел туда путем терпения»
«Мы созданы не для временной жизни, но для вечной. Именно для нее мы позваны словом Божиим и обновлены святым крещением».
«Обращайтесь умом и сердцем вашим к небу и вечности и не будете уловлены от диавола. Птица чем выше летает, тем бывает безопаснее, а когда вниз, на землю спустится, то легко может быть поймана или застрелена».
«Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом пред Богом и написанные молитвы читать, – можно и без этого в любое время и в любом месте умом и духом молиться. Можешь на ходу, во время еды, лежа, в пути, за трапезой сидя, дело делая, при людях и в уединении к Богу ум и сердце обращать и так милости и помощи у Него просить. Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты и подход к Нему прост, не так как к человеку; и везде и всегда по Своему человеколюбию Он готов нас слушать и нам помогать».
«Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчаньем, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные».
«Книги святые читай всегда, и от них учись христианскому благочестивому житию, и не единого дня не пропусти без чтения, и молись Богу, чтобы дал тебе разуметь то, что читаешь. Враг побеждается чтением книг».
«Снисходи ныне умом в ад, чтобы потом не сойти туда душою и телом».
«Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Каким он <христианин> хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра – дождется ли вечера, и с вечера – дождется ли утра».
«Какие грехи видим в людях, те есть и в нас».
«Согрешить – дело человеческое, но упорствовать во грехе – дело диавольское».
«Если помыслы будем отсекать, отсечем и грех. От помыслов и грех бывает, как от корня – дерево или как от семени – плод. Отсеки корень, и дерева не будет; подави семя, и плод не возрастет».
«Безопаснее не допускать врага (греха) в дом, нежели, допустив, с ним бороться».
«Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение».
«Бог, Который налагает крест, помогает нам и нести его».
«Крест и различные скорби – знамя христианское, под которым христиане воюют ради Царя Своего, на кресте распятого».
«Когда хорошо рассудишь, Кто есть Христос – что и ради чего и ради кого страшное мучение и бесчестие претерпел, получишь великое утешение во всякой скорби и всякую скорбь примешь с благодарением и радостью».
«Когда отец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя: так, когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости, и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий».
«Истинная любовь – любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние».
«Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости».
«Истинно смиренный не может огорчиться и гневаться по причине укора, потому что считает себя достойным всякого уничижения».
«Богатый – не хозяин богатства, данного ему от Бога, но приказчик и расходчик, который даровавшему Господу должен дать ответ в свое время».
«Пусть меня весь мир ненавидит, когда хочет, и делает мне, что хочет, только бы Бог один любил (меня) и в милости Своей содержал».
«Лучше от одной совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Лучше терпеть биение тела, нежели биение совести, лучше всякие внешние беды принимать, нежели иметь эту одну внутреннюю беду».
«Познание себя и своей греховности – начало спасения, потому что познание своей бедности приводит к исканию способа, чтобы избавиться от беды».
«Вся христианская жизнь есть не что иное, как постоянное до кончины жизни покаяние».
«Приготовление к причащению состоит не в одном вычитывании молитв, но в исправлении сердца».
«Сердце – начало и корень всех деяний наших. Ибо что ни делаем, мысленно или делом, – сердцем делаем: или добро, или зло… Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: Сын Мой, отдай сердце твое Мне».
«Муж и жена должны считать основой любви своей добродетель, а не страсть, то есть когда муж в жене своей усмотрит какой-то порок, должен снисходительно ей внушить, и жена должна в том повиноваться своему мужу. Равно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать, и он обязан ее слушать».
«Сан или честь для христианина – наложенное иго, которое нужно носить во славу имени Божиего и на пользу ближнего».
«Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут».
Тропарь святителю:
образ всем был еси словом, житием, любовию,
духом, верою, чистотою и смирением,
темже и вселился еси в Небесныя обители,
идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,
моли, святителю Тихоне,
спастися душам нашим.