г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

4 ноября около ста прихожан Благовещенской церкви на Васильевском острове совершили небольшой подвиг во имя преподобного Сергия Радонежского. Вместе с настоятелем храма, протоиереем Андреем Дьяконовым, они отправились в паломничество в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь. Поездка была приурочена к семисотлетию со дня рождения игумена земли Русской.

День был не по-ноябрьски теплым, и деревья еще были подернуты легкой золотистой дымкой. Кое-где на ветках горели гроздья красных ягод, особенно ярких на фоне серого неба. У ворот паломников встречал насельник Троице-Сергиевой пустыни — молодой монах Филарет. Поздоровавшись с паломниками, он начал свой рассказ о монастыре.

«Когда Петр I строил Петергофскую дорогу, украшал ее дворцами и особняками, в планах у него не было даже храма, не то что монастыря. История строительства этой обители связана с Анной Иоанновной. Став российской императрицей, она поехала в Троице-Сергиеву лавру под Москвой. И там увидела, как простой русский народ обращается к преподобному Сергию Радонежскому, как открывает ему свое сердце. Анна Иоанновна была поражена, потому что долгое время жила среди людей, среди которых не было принято показывать свои чувства. И вот она знакомится с настоятелем лавры, архимандритом Варлаамом (Высоцким), привозит его сюда и дарит ему участок земли — свою собственную дачу: «Хочу, чтобы имя преподобного Сергия славилось в Петербурге так же, как в Москве!».

Преподобный Сергий — это любимый святой на Руси, небесный покровитель нашего Отечества. Появляется новая столица – и тридцать лет спустя, в 1734-м году, здесь строится монастырь в честь преподобного Сергия. Он переносит сюда свой омофор.

Еще тридцать лет спустя, в 1762 году, сюда приезжает супруга императора Петра III. Находясь в покоях настоятеля, она получает акт об отречении от престола своего мужа. Именно здесь Екатерина узнаёт, что она стала Российской императрицей! Имя преподобного Сергия стало для нее особенным, и этот монастырь тоже занял особое место в ее сердце. У нее даже есть завещание: в случае, если она умрет в Петергофе, ее должны похоронить в этом монастыре. При Екатерине II здесь появился Троицкий собор. Поэтому и название у монастыря двойное: Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь — по именам двух главных храмов обители».

Пятиглавый Свято-Троицкий собор был уничтожен в советское время, а вот в храме преподобного Сергия паломникам довелось побывать. Отец Филарет открыл ключом решетчатую дверь, и все поднялись на второй этаж. Храм оказался огромным, построенным в виде базилики, с росписями, стилизованными под византийскую мозаику. Здесь отец Филарет рассказал о другом подвижнике, сыгравшим огромную роль в истории монастыря — святителе Игнатии (Брянчанинове). Знаменитый духовный писатель был наместником Троице-Сергиевой пустыни более двадцати лет.

На аналое в центре храма паломники увидели почитаемые в монастыре святыни: ковчежец с частицами мощей двадцати святых, икону явления Божией Матери святому Сергию Радонежскому и часть схимы преподобного. Перед этими святынями отец Андрей Дьяконов совершил молебен преподобному Сергию, а хор Благовещенской церкви и прихожане вторили ему.

В трапезной монастыря с паломниками встретился настоятель Троице-Сергиевой пустыни — игумен Николай (Парамонов). Он не ожидал, что паломников будет так много. «Я просто потрясен! – сказал отец Николай. – Это всё плоды сеяния отца Андрея. Тут только Бога благодарить надо!». Отец Николай провел с паломниками больше часа, рассказывая о жизни монастыря и отвечая на вопросы.

«У меня есть для вас пожелание, – сказал отец Николай на прощание. – Вашими трудами на Васильевском острове созидается храм. Но в чем здесь опасность? Когда люди, иногда даже родственники, участвуют в созидании храма, их начинает искушать лукавый. Они приходят, жалуются: «Знаете, мы, когда начинали, такими друзьями были… А сейчас как злые собаки стали. Почему? Мы сами не понимаем, что с нами происходит». Я в таких случаях отвечаю: «Вы трудитесь над очень важным делом! Но и со своими страстями бороться надо. Для этого надо к батюшке подходить: искренне исповедоваться, причащаться».

Часто люди ведут ритуально-религиозную жизнь и считают, что этого достаточно. Но если кто-то хочет Богу служить и спасать свою душу, обязательно будут испытания, искушения. Поэтому надо быть аккуратным. Если хочешь в церкви работать – за подсвечниками ухаживать или батюшке помогать – враг обязательно будет нападать. А Бог это попускает – для того, чтобы человек увидел, что у него внутри. Преподобный Серафим Саровский так сказал: «Доброе дело ради Христа делают, ради спасения души. Искушения бывают до, во время и после него». Я не помню ни одного доброго дела, за которое я не искушался бы до, во время и после. Поэтому, зная этот закон духовной жизни, советуйтесь со священниками, с настоятелем!

К нам в монастырь приезжал старец из Нью-Йорка – отец Иоаким (Парр). В беседе с братией он использовал такой образ: представьте себе, что вы — это бачок с мусором. И человек, который вас раздражает, подходит к этому бачку и открывает его. И оттуда поднимаются та-акие ароматы! Поэтому надо не обижаться на того, кто открыл крышку, а посмотреть, что лежит в этом бачке. А для того, чтобы там другие ароматы были, надо молиться, причащаться и смотреть за своим сердцем.

Ещё раз благодарю вас за то, что вы приехали. Держитесь святого православия! Это самое важное».

Когда паломники покидали Троице-Сергиеву пустынь, звонили к вечерней службе. На монастырь и на город опускалась ранняя осенняя ночь. Обратный путь был совсем недолог. Как недалеко, оказывается, от нас обитель преподобного Сергия, где есть все, что нужно душе — и красота, и благодать, и доброе слово духовного человека.

Ольга Надпорожская

Эти и другие фотографии поездки можно увидеть в одном из альбомов в нашей группе «Вконтакте».

Материал в сокращении опубликован также
на сайте Санкт-Петербургской митрополии